Центр социальной
и реабилитационной помощи

ПРОМЕТЕЙ
prometeu.org.ua

 
Статьи Новости центра Новости Видео
 
 Главная. О нас
..........................................................
 Услуги центра
..........................................................
 Диагнозы
..........................................................
 Мероприятия
..........................................................
 Информация для родителей
..........................................................
 Контакты
  E- mail:
  prometey_2012@mail.ru
  г.Запорожье      +38(099)711-72-15





















"Коммуникация и самообслуживание"

Здравствуйте!

Рады приветствовать Вас в разделе «Статьи».
В этом разделе мы будем описывать непосредственно нашу работу, те трудности, с которыми нам приходится сталкиваться, наши выводы и наши наблюдения.
И так! Наш Центр – это Центр социально-реабилитационной помощи «Прометей». Название «Прометей» мы выбрали сразу и не случайно. Мы сталкиваемся с тем же, что и мифический герой Прометей. В нашей стране реабилитация это пока что подмена понятия о данном процессе. Мы должны понимать, что реабилитация – это восстановление утраченных функций, в результате которых человек становится инвалидом. Категория детей, с которыми работаем мы – это дети с ограниченными возможностями и особенными потребностями. В этом определении, каждое слово имеет своё чёткое и правильное значение. Эти дети тоже имеют справку об инвалидности, но это просто медицинский термин для финансовой помощи. Наши дети нуждаются в абилитации.
Абилитация - это система мероприятий, имеющих целью предупреждение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.
Абилитация получила новое направление называемое – эрготерапия.
Коротко – эрготерапия – это улучшения качества жизни. Качество жизни определяется всего двумя критериями: самообслуживание и коммуникация. Тяжесть патологии тоже определяется именно этими понятиями.
ДЦП, Синдром Дауна, аутизм, ЗПРР, ДВГ и т.д., не важно – основная цель реабилитации – это самообслуживание и коммуникация. Эти два понятия отличают человека от животного. С этого и начинается проблема в реабилитации. Кто придумал, что реабилитацию нужно делить на физическую и педагогическую?Кто придумал , что для ребенка с диагнозом ДЦП реабилитация – это массаж, ЛФК, сюда же иппотерапия, дельфинотерапия и т.д. Для Синдрома Дауна, ЗПР, ЗПРР, РДА главные реабилитологи – это психологи и логопеды. Все перечисленные направления – это лишь отдельные средства реабилитации. И если заниматься ими по отдельности, ни о каком самообслуживании и коммуникации (а это и есть развитие ребёнка) не может быть и речи. Кто придумал, что развитие ребёнка нужно начинать с запоминания букв и цифр? Буквы и цифры это символы, которые лишь тогда становятся необходимыми, когда ребёнок уже говорит, но не отдельными словами, а речью, то есть мыслит, облекает мысль в слова, слова в предложения, задаёт вопросы и отвечает на вопросы. Речь – это психический процесс, который возможен только при работе мышления.
Весь этот процесс и есть коммуникация, благодаря которой ребёнок начинает накапливать интеллект. Интеллект и мышление – это два разных психических процессов.
Интеллект – это способность запоминать и накапливать информацию и т.д., но интеллект не рождает мысль, мысль рождает мышление.
Возвращаемся к самообслуживанию.
Самообслуживание – это грубая моторика + мелкая моторика + интеллект + мышление.
Так вот и подумайте, если психолог учит ребёнка с Синдромом Дауна, которому ещё нет и трёх лет буквам и цифрам, а ребёнок не понимает обращённую речь, не понимает как проситься в туалет, как снять штаны и сесть на горшок, как пользоваться ложкой и пить из чашки. Какую помощь оказывают в данной ситуации буквы и цифры.
Для того чтобы ребёнок с ДЦП взял в руки ложку или чашку, он должен уметь сидеть. Чтобы ребёнок сидел нужно не только пресс качать, а развивать верхний плечевой пояс – руки. Только при хорошей работе рук укрепляется спина. Цифры и буквы это всего лишь слуховое и зрительное восприятие, а надеть обувь, налить себе воду в чашку, одеться, застегнуть пуговицу, вывернуть одежду с изнанки, это очень сложный и многогранный процесс, с включением центральной нервной системы и всех психических процессов.
Если ребёнок держит ложку, попадает себе в рот – это работа руки. Мы знаем, что рука это продолжение мозга. Значит, во время самообслуживания работает и развивается мозг. Значит, во время самообслуживание вы готовите руку к письму, учите усидчивости, концентрации внимания и т.д.
Именно благодаря самообслуживанию и коммуникации вы можете определить уровень развития своего ребёнка (психический и физический).