Центр социальной
и реабилитационной помощи

ПРОМЕТЕЙ
prometeu.org.ua

 
Статьи Новости центра Новости Видео
 
 Главная. О нас
..........................................................
 Услуги центра
..........................................................
 Диагнозы
..........................................................
 Мероприятия
..........................................................
 Информация для родителей
..........................................................
 Контакты
  E- mail:
  prometey_2012@mail.ru
  г.Запорожье      +38(099)711-72-15























Коррекционно-развивающие занятия

Что такое сенсорные эталоны?

Сенсорные эталоны -это то, что окружает ребенка в повседневной жизни. Это многообразие форм, цветов, звуков, это ощущение величины, пространства, времени, это вкус и запах, т.е., это свойство и качество предметов.

У человека существует семь видов восприятия, благодаря которым ребенок знакомиться с окружающим миром. Накопление сенсорных эталонов происходит от 0 до 3х лет. Это этап развития сенсорно-моторного интеллекта и фундамент для дальнейшего развития и обучения ребенка.

Ведущую роль в сенсорно-моторном развитии играет активное осязание. Ребенок исследует предмет, пробует его на вкус, на прочность, стучит, трусит им перед ухом и т.д.

Если ребенок знакомиться с предметами только посредством зрения, то он воспринимает предметы в плоском изображении и только при бимануальном (двумя руками) взаимодействии с предметами формируется понятие объема. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме , выполнению все более сложных действий.

В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие - умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

В результате в работу включаются все познавательные психические процессы:

речь – ребенок начинает называть предмет,
мышление – когда он группирует или исследует этот предмет,
внимание – ребенок включен в работу,
память – потому что он запоминает слова, действия, изображения.

Получают начало своего развития два высших психических процесса – представление и воображение, так как ребенку нужно будет применить практически полученный опыт (например, на вопрос «Какого цвета банан?», он должен представить этот банан, а потом мысленно сопоставить ему цвет.)

Дети типичные, т.е. дети норма, проходят этот этап развития естественным путем. В них это заложено природой.
Дети с диагнозами самостоятельно пройти этот этап не могут.

Например, если у ребенка ДЦП, то до 2х лет родители могут этого и не знать. Они, как правило, видят проблему, но назначения врачей сводятся к медикаментозному лечению, массажам, физпроцедурам и может во время массажа ребенку проведут пассивную гимнастику. Потеряно самое драгоценное время. Физическая реабилитация должна начинаться с умственного развития. Не развивая ребенка умственно, вы никогда не сможете развить его физически. Доказано, функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих все дальнейшее развитие организма ребенка.

Овладеть сенсорными эталонами самостоятельно дети с ДЦП не могут. Эту функцию на себя должны брать специалисты, которые не только знают, но и умеют работать в этом направлении. Очень редко ребенок с ДЦП может самостоятельно взять предмет в руки, а при спастике он просто не может манипулировать предметом, стучать, трусить, поднести к глазам или попробовать на вкус. Осязая предмет, рука передает информацию в мозг, где и происходит распознавание свойств и качеств (анализ и синтез) данного предмета. При спастике передача информации не проходит. Здесь нужно применить индивидуальный подход, рука должна быть приведена в соответствующее положение, причем начинать нужно с плечевого сустава, затем локтевого, и только потом в работу включается кисть.

Очень жаль детей, которых первые три, четыре года, вместо того, что бы дать им шанс на максимально возможное развитие, возят по дорогостоящим клиникам, по дельфинам, лошадям, а еще и оперируют. К сожалению, в понимании физической реабилитации мы отстаем на 50 лет от Америки и Европы.

Не могут самостоятельно овладеть сенсорными эталонами и дети, у которых в диагнозе стоит РДА, или другие расстройства связанные с эти диагнозом, так как они если и взаимодействуют с предметами, то это или стереотипные движения, или бесконечное выкладывание предметов в ряд по величине или по другим признакам. Здесь работает зрительное восприятие, зрительная память. Для того чтобы включить мышление, а затем и речь нужно подбирать упражнения с предметами и предметными картинками очень индивидуально и очень осторожно. Недопустимо насилие. Если дождаться когда ребенок сядет на занятие добровольно то эффект от занятий будет намного большим, они занимаются с большим удовольствием, причем очень усердно и довольно скоро начинает формироваться речь.


Развитие речи

Если вы откроете любой литературный источник, то прочитаете, что ребенок познает мир с помощью взрослого путем подражания его действиям, словам, а не в беседе или при объяснении и внушении. Все действия взрослого должны быть понятны ребенку, неоднократно обыгрываться, вызывать у малыша позитивные эмоции, желание повторить.Это касается детей типичных (норма). Эти дети всегда находятся в социальной среде и в кругу своих сверстников.

Мы говорим о детях с ограниченными возможностями.

Для жизни в обществе человек оценивается всего по двум критериям: самообслуживанию и коммуникации. Тяжесть заболевания оценивается этими же критериями. Коммуникация - это общение. Общение - это речь.

У человека четыре высших мозговых функции – это праксис, гнозис, мышление< и речь.

Мышление и речь формируются только в социальной среде, среде сверстников, естественно под управлением взрослого. Предшественницей коммуникации есть социализация.

Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Речь – это не название отдельных слов. Речь – это мысль.

Мысль не может родиться на индивидуальных занятиях с логопедом, дефектологом или психологом. Человек существо социальное и это заложено в нем с момента рождения. Поэтому ребенок должен находиться в детском коллективе, чтобы превратиться в личность. Коммуникация присуща только личности. Речь это когда ребенок задает вопросы, познает окружающий мир вместе с другими детьми, и общается именно со сверстниками, а не находиться все время дома и слышит разговоры взрослых на бытовые темы. А логопед исправляет дефекты речи, и работать они должны с говорящими детьми.

Занятия по развитию речи проходят ежедневно, дети эти занятия очень любят. Занятия проходят по подгруппам и индивидуально. Обучение речи – процесс достаточно сложный и не быстрый. Сначала ребенок должен накопить достаточный пассивный словарный запас, должен научиться понимать обращенную к нему речь, должен начать выполнять простые инструкции взрослых и лишь, потом появляется речь.


Развитие мелкой моторики

Рука - это орган разносторонней деятельности человека. С филогенетической точки зрения верхняя конечность,как часть опорно-двигательного аппарата человека, подвергалась наиболее специфическому развитию и достигла самой совершенной функции и анатомической структуры.

На верхнюю конечность, в частности кисть и пальцы, падает огромная доля двигательной деятельности человека:домашний быт, самообслуживание и др. Вся наша повседневная жизнь немыслима без ее участия. Она играет основную роль в многообразных трудовых процессах. Научно-технический прогресс и широко внедренная во все отрасли производства механизация и компьютеризация свели целый ряд производственных процессов к манипуляциям и движениям, выполняемым только лишь при помощи пальцев руки.

Кисть является также и познавательным органом. Благодаря осязанию пальцами мы можем получить наиболее точную информацию о форме, объеме, поверхности, консистенции, температуре используемых нами предметов. При помощи руки, как и с участием зрения и слуха, у нас формируется представление о внешнем мире, и рука действительно представляет собой продолжение нашего мозга в окружающей нас среде.

Рука связана со всей личностью человека. Мы пользуемся многосторонними и тонкими двигательными возможностями руки, чтобы выразить свои порывы и чувства, мысли и настроения, воплощая их в жесты, сочиняя поэмы и творя научные произведения. В руке мы держим кисть для сотворения картин, играем на музыкальных инструментах.

Кисть в состоянии выполнять все эти сложные и многообразные действия благодаря редким качествам, которыми она обладает, а именно : высокой чувствительностью, богатой двигательной возможностью со значительной силой захвата и завидной координацией, а также тонкостью движений, осуществляемых на базе совершенной кибернетической регуляции.

Совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений — называется мелкой моторикой.

К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений.

Около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны, поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит качество жизни человека.

Существует три основных типа нарушений мелкой моторики:
1. Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы).
2.Нарушения передачи сигнала (например, при болезни Паркинсона, в постинсультном состоянии).
3.Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т.д ).

Также нарушения мелкой моторики наблюдаться при СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), при нарушениях зрения, дизартрии, аутизме, спиноцеребеллярной атаксии и др.

В нашем центре мы работаем как раз с нарушениями мелкой моторики. Поэтому все занятия и все виды деятельности мы продумываем так, чтобы руки у детей получали максимально возможную нагрузку.


Развитие познавательных психических процессов

Центральное место в развитии ребенка раннего возраста занимает формирование познавательных процессов : ощущений, восприятия, памяти, внимания, мышления, речи, представления, воображения.

При развитии психических процессов детей раннего возраста, прежде всего, необходимо учитывать ведущие линии психического развития ребенка на каждом возрастном этапе.

На первом году жизни – от – 0 –10 месяцев до года – это развитие зрительных, слуховых, ориентировочных реакций, понимание речи взрослых, подготовительный этап развития активной речи, эмоций и социального поведения.

На втором году жизни– развитие понимания речи и развитие активной речи, а также мышления, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, движений.

На третьем году жизни – развитие активной речи и мышления, развитие игры и конструктивной деятельности, сенсорное развитие.

В основу развития детей раннего возраста должно быть положено, прежде всего, развитие таких способностей и умений, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, различать, сопоставлять, обобщать и др. В дальнейшем они будут необходимы для приобретения определенных умений, знаний, жизненного опыта.

Своеобразие обучения детей раннего возраста заключается в том, что вся деятельность маленького ребенка организуется взрослым с учетом уровня его развития. На занятиях дети получают новые знания, учатся наблюдать за окружающим миром, слушать взрослого, подражать его действиям. Усвоение элементарных знаний способствует развитию в мышлении детей простейших элементов анализа и синтеза, обогащению их речи.

Чтобы обучение шло успешно, специалисты должны предусмотреть следующие моменты: положительное отношение ребенка к усвоению программного материала; чувственное ознакомление с предметами; активность детей, эмоциональность в общении, развитие предпосылок первых речевых реакций и слов, использование собственной речи.