Физическая реабилитация — составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека.
Физическую реабилитацию следует рассматривать как лечебно-педагогический и воспитательный процесс или, правильнее сказать, образовательный процесс.
Главной задачей физической реабилитации является полноценное восстановление функциональных возможностей различных систем организма и опорно-двигательного аппарата (ОДА), а также развитие компенсаторных приспособлений к условиям повседневной жизни и труду.
К частным задачам реабилитации относятся:
1. | Восстановление бытовых возможностей, способности к передвижению, самообслуживанию и выполнению несложной домашней работы. |
2. | Предупреждение развития патологических процессов,т.е. осуществление мер вторичной профилактики. |
Цель реабилитации — наиболее полное восстановление утраченных возможностей организма, но если это недостижимо, ставится задача частичного восстановления либо компенсация нарушенной или утраченной функции и в любом случае — замедление прогрессирования заболевания.
Раннее начало проведения реабилитационных мероприятий важно с точки зрения профилактики возможных дегенеративных изменений в тканях (что особенно важно при неврологических заболеваниях). Раннее включение в лечебный процесс реабилитации, адекватных состоянию больного, во многом обеспечивает более благоприятное течение и исход заболевания.
Массаж
Массаж при ДЦП. У большинства больных ДЦП состояние значительно улучшается, благодаря систематическому комплексному лечению, в которое входит массаж и ЛФК. Если тонус резко повышается, особенно в приводящих мышцах (аддукторах) и сгибателях, это приводит к образованию контрактур. Больные с такими симптомами передвигаются с трудом, перекрещивая ноги. Точные движения руками также выполняются с трудом. Иногда больные совсем не могут двигать руками, не в состоянии даже пользоваться карандашом или ложкой. Нередко страдает интеллект. Больные ДЦП отстают в физическом и умственном развитии от своих сверстников. Парез, паралич конечностей, мышц, их укорочение, неправильная походка и поза в положении сидя приводят к нарушению осанки. У больных наблюдаются сколиозы, кифосколиозы и паталогические изменения стоп. Довольно часто также констатируются изменения вегетативной нервной системы и внутренних органов. Нарушаются обменные процессы.
Массаж снижает рефлекторную возбудимость мышц, предупреждает образование и развитие контрактур, уменьшает синкинезию и трофические расстройства, стимулирует функцию паретических мышц, улучшает циркуляцию крови и лимфы.
Перед массажем мышцы должны быть максимально расслабленными. Для этого необходимо подобрать исходное положение и соответствующие упражнения на расслабление. Массаж проводят дифференцированно. Растирание, поглаживание и разминание сокращенных мышц с повышенным тонусом делают плавно, нежно и медленно. Более глубокий массаж с такими приемами, как поколачивание и хлопки, применяют для растянутых мышц. Обязательно массируют паравертабельные спинномозговые сегменты.
Система коррегирующих упражнений (СКУ)
Корригирующие упражнения — это специальные упражнения, которые применяются с целью коррекции уже имеющейся деформации, т.е. восстановительной функции и с целью профилактики дефектов осанки.
Главная задача корригирующих упражнений:
1. | Коррегирующие упражнения необходимы детям с ослабленными мышцами спины потому, что они предупреждают патологические искривления позвоночника. |
2. | Корригирующие упражнения восстанавливают гибкость и вытяжение позвоночника, укрепляют мышцы спины. |
Дети, у которых ослаблена мышечная система, и дети, у которых имеются дефекты в осанке должны заниматься так, чтобы все группы мышц были вовлечены в работу.
Детям, у которых растянуты мышцы, надо их укреплять, способствовать их укорочению, а укороченные мышцы – растягивать. При проведении корригирующих упражнений необходимо выяснить причины дефектов осанки ребенка. Зная первопричину, не так и трудно найти хорошее «лекарство».
Необходимо знать вид и степень искривления позвоночника, чтобы подобрать именно те упражнения, которые могут помочь укрепить нужные мышцы. Важен возраст ребенка и его физические возможности.
Если есть небольшие сколиотические изгибы, то надо использовать симметричные упражнения, т.е. одинаковое количество повторов упражнений вправо-влево и упражнения для развития силы мышц.
Упражнения надо подбирать так, чтобы воздействие было направлено главным образом на область наибольшего отклонения позвоночника, т.е. на вершину искривления. К примеру, при вогнутой спине лордоз поясничного отдела позвоночника надо кифозировать, при вогнутой спине – лордозировать. Здесь важно обратит внимание на то, что наибольшее воздействие оказывается на позвонок, который находится в вершине искривления.
Основное внимание при выполнении корригирующих упражнений, надо уделить тем упражнениям, которые увеличивают гибкость суставов.
Гибкость суставов – это увеличение амплитуды движения. Поэтому рекомендуется выполнять махи, круговые махи и выполнять упражнения на дозированное вытяжение позвоночника.
По воздействию корригирующие упражнения можно разделить на несколько больших групп: упражнения на гибкость, упражнения на вытяжение, упражнения на силу, упражнения на коррекцию.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ)
Общеразвивающие упражнения направлены на развитие координационных способностей, гибкости и подвижности в суставах, укрепление отдельных мышц или их групп. В подготовительной части тренировочного занятия ОРУ применяются для разогревания мышц и подготовки организма к предстоящей работе. А в основной части при повторном или интервальном методах тренировки, когда нагрузка выполняется сериями,— служат средством активного отдыха. В заключительной части — способствуют лучшему восстановлению после проделанной работы и локально применяются для укрепления и развития отдельных мышц.
Выполнение разнообразных ОРУ улучшает координационные способности, образует определенные навыки. Для получения необходимого эффекта каждое упражнение должно выполняться не менее 10—15 раз.
К общеразвивающим упражнениям можно отнести наклоны, выпады, приседания, повороты, круговые вращения в суставах, строевые упражнения.
Начать комплекс общеразвивающих упражнений целесообразно с движений в мелких мышечных группах (вращения в голеностопных, лучезапястных суставах) и постепенно увеличивать нагрузку, переходя к средним мышечным группам (мышцы рук, мышцы ног), а затем — к крупным мышечным группам (мышцы туловища).
Классификация ОРУ: (в основу положен анатомический признак разделения упражнений на группы по их воздействию на отдельные части тела):
1. | Упражнения для рук плечевого пояса. |
2. | Упражнения для мышц шеи и туловища. |
3. | Упражнения для мышц ног. |
4. | Упражнения для мышц всего тела. |
Упражнения всех 4-х групп могут быть направлены на развитие силы, гибкости и быстроты. Общеразвивающие упражнения проводят с предметами и без них.
Характерные особенности ОРУ:
1. | Просты и доступны всем категориям занимающихся. |
2. | Оказывают относительно изолированное воздействие на отдельные части тела и группы мышц. |
3. | Позволяют легко регулировать нагрузку. |