Услуги центра

Физическая реабилитация

Физическая реабилитация — составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека.
Физическую реабилитацию следует рассматривать как лечебно-педагогический и воспитательный процесс или, правильнее сказать, образовательный процесс.

Главной задачей физической реабилитации является полноценное восстановление функциональных возможностей различных систем организма и опорно-двигательного аппарата (ОДА), а также развитие компенсаторных приспособлений к условиям повседневной жизни и труду.

К частным задачам реабилитации относятся:

1. Восстановление бытовых возможностей, способности к передвижению, самообслуживанию и выполнению несложной домашней работы.
2. Предупреждение развития патологических процессов,т.е. осуществление мер вторичной профилактики.

Цель реабилитации — наиболее полное восстановление утраченных возможностей организма, но если это недостижимо, ставится задача частичного восстановления либо компенсация нарушенной или утраченной функции и в любом случае — замедление прогрессирования заболевания.

Раннее начало проведения реабилитационных мероприятий важно с точки зрения профилактики возможных дегенеративных изменений в тканях (что особенно важно при неврологических заболеваниях). Раннее включение в лечебный процесс реабилитации, адекватных состоянию больного, во многом обеспечивает более благоприятное течение и исход заболевания.

 

Массаж

Массаж при ДЦП. У большинства больных ДЦП состояние значительно улучшается, благодаря систематическому комплексному лечению, в которое входит массаж и ЛФК. Если тонус резко повышается, особенно в приводящих мышцах (аддукторах) и сгибателях, это приводит к образованию контрактур. Больные с такими симптомами передвигаются с трудом, перекрещивая ноги. Точные движения руками также выполняются с трудом. Иногда больные совсем не могут двигать руками, не в состоянии даже пользоваться карандашом или ложкой. Нередко страдает интеллект. Больные ДЦП отстают в физическом и умственном развитии от своих сверстников. Парез, паралич конечностей, мышц, их укорочение, неправильная походка и поза в положении сидя приводят к нарушению осанки. У больных наблюдаются сколиозы, кифосколиозы и паталогические изменения стоп. Довольно часто также констатируются изменения вегетативной нервной системы и внутренних органов. Нарушаются обменные процессы.

Массаж снижает рефлекторную возбудимость мышц, предупреждает образование и развитие контрактур, уменьшает синкинезию и трофические расстройства, стимулирует функцию паретических мышц, улучшает циркуляцию крови и лимфы.

Перед массажем мышцы должны быть максимально расслабленными. Для этого необходимо подобрать исходное положение и соответствующие упражнения на расслабление. Массаж проводят дифференцированно. Растирание, поглаживание и разминание сокращенных мышц с повышенным тонусом делают плавно, нежно и медленно. Более глубокий массаж с такими приемами, как поколачивание и хлопки, применяют для растянутых мышц. Обязательно массируют паравертабельные спинномозговые сегменты.

 

Система коррегирующих упражнений (СКУ)

Корригирующие упражнения — это специальные упражнения, которые применяются с целью коррекции уже имеющейся деформации, т.е. восстановительной функции и с целью профилактики дефектов осанки.

Главная задача корригирующих упражнений:

1. Коррегирующие упражнения необходимы детям с ослабленными мышцами спины потому, что они предупреждают патологические искривления позвоночника.
2. Корригирующие упражнения восстанавливают гибкость и вытяжение позвоночника, укрепляют мышцы спины.

Дети, у которых ослаблена мышечная система, и дети, у которых имеются дефекты в осанке должны заниматься так, чтобы все группы мышц были вовлечены в работу.

Детям, у которых растянуты мышцы, надо их укреплять, способствовать их укорочению, а укороченные мышцы – растягивать. При проведении корригирующих упражнений необходимо выяснить причины дефектов осанки ребенка. Зная первопричину, не так и трудно найти хорошее «лекарство».

Необходимо знать вид и степень искривления позвоночника, чтобы подобрать именно те упражнения, которые могут помочь укрепить нужные мышцы. Важен возраст ребенка и его физические возможности.

Если есть небольшие сколиотические изгибы, то надо использовать симметричные упражнения, т.е. одинаковое количество повторов упражнений вправо-влево и упражнения для развития силы мышц.

Упражнения надо подбирать так, чтобы воздействие было направлено главным образом на область наибольшего отклонения позвоночника, т.е. на вершину искривления. К примеру, при вогнутой спине лордоз поясничного отдела позвоночника надо кифозировать, при вогнутой спине – лордозировать. Здесь важно обратит внимание на то, что наибольшее воздействие оказывается на позвонок, который находится в вершине искривления.

Основное внимание при выполнении корригирующих упражнений, надо уделить тем упражнениям, которые увеличивают гибкость суставов.

Гибкость суставов – это увеличение амплитуды движения. Поэтому рекомендуется выполнять махи, круговые махи и выполнять упражнения на дозированное вытяжение позвоночника.

По воздействию корригирующие упражнения можно разделить на несколько больших групп: упражнения на гибкость, упражнения на вытяжение, упражнения на силу, упражнения на коррекцию.

 

Общеразвивающие упражнения (ОРУ)

Общеразвивающие упражнения направлены на развитие координационных способностей, гибкости и подвижности в суставах, укрепление отдельных мышц или их групп. В подготовительной части тренировочного занятия ОРУ применяются для разогревания мышц и подготовки организма к предстоящей работе. А в основной части при повторном или интервальном методах тренировки, когда нагрузка выполняется сериями,— служат средством активного отдыха. В заключительной части — способствуют лучшему восстановлению после проделанной работы и локально применяются для укрепления и развития отдельных мышц.

Выполнение разнообразных ОРУ улучшает координационные способности, образует определенные навыки. Для получения необходимого эффекта каждое упражнение должно выполняться не менее 10—15 раз.

К общеразвивающим упражнениям можно отнести наклоны, выпады, приседания, повороты, круговые вращения в суставах, строевые упражнения.

Начать комплекс общеразвивающих упражнений целесообразно с движений в мелких мышечных группах (вращения в голеностопных, лучезапястных суставах) и постепенно увеличивать нагрузку, переходя к средним мышечным группам (мышцы рук, мышцы ног), а затем — к крупным мышечным группам (мышцы туловища).

Классификация ОРУ: (в основу положен анатомический признак разделения упражнений на группы по их воздействию на отдельные части тела):

1. Упражнения для рук плечевого пояса.
2. Упражнения для мышц шеи и туловища.
3. Упражнения для мышц ног.
4. Упражнения для мышц всего тела.

Упражнения всех 4-х групп могут быть направлены на развитие силы, гибкости и быстроты. Общеразвивающие упражнения проводят с предметами и без них.

Характерные особенности ОРУ:

1. Просты и доступны всем категориям занимающихся.
2. Оказывают относительно изолированное воздействие на отдельные части тела и группы мышц.
3. Позволяют легко регулировать нагрузку.

E- mail: prometey_2012@mail.ru

г. Запорожье

+38(099)711-72-15

Copyright©Прометей 2019. Все права защищены.
Разработано в Skysait